Кто победит: биндюжник или Король?
Лестница – декорация-символ премьерной постановки Театра музыкальной комедии «Биндюжник и король». На ступенях между небом и землей разворачивается остросюжетная история семьи Менделя Крика. Поколенческий конфликт отцов и детей зафиксирован в моменте, когда старость не хочет уходить, а молодость – ждать.
– Это один из самых любимых мною написанных мюзиклов. В основе – гениальная пьеса Исаака Бабеля, либретто по которой создал поэт и писатель Асар Эппель. Мюзикл назывался то «Закат», то «Биндюжник и король», а иногда «Молдаванка, Молдаванка» и поднимался все выше, выше. Его играли в США, Швейцарии, Франции, Израиле… и, конечно, во многих городах Советского Союза. Большое счастье, что теперь и в прохладном Петербурге мы окунаемся в теплую атмосферу южного города и этих прекрасных, интересных, жарких характеров, – поделился перед премьерой выдающийся композитор, автор первой отечественной рок-оперы Александр Журбин.
Музыкальная трагикомедия «Биндюжник и Король» впервые представлена в Санкт-Петербурге, она украсила афишу Театра Музыкальной комедии в год восьмидесятилетия автора и стала центральным событием фестиваля, проведенного в ознаменование юбилея.
На легендарных подмостках пространства на Итальянской улице впервые творил режиссер, заслуженный артист России, лауреат премии «Золотая Маска» Евгений Писарев. Отдавая дань достоинствам поэтического письма Бабеля, сочными мазками нарисовавшего яркий мир Молдаванки, постановщик нашел ключ к этой истории вне бытовой плоскости. Получилась освобожденная от контекста времени и места красивая ветхозаветная легенда.
– Жанр трагикомедии – это мой любимый жанр. Мощная драматическая основа требовала серьезных актерских сил. Я благодарен генеральному директору театра Юрию Алексеевичу Шварцкопфу за понимание, что история может сработать, если в спектакле будет замес из драматических актеров. Так что кроме меня, впервые работающего в этом театре, в проекте еще несколько дебютантов из петербургских и московских драматических театров, – рассказал Евгений Писарев.
Олег Андреев из театра им. Ленсовета, Игорь Мосюк из Александринского театра, Владимир Майзингер из Московского драматического театра имени А.С. Пушкина по-своему создают мощный эпический образ главного героя – биндюжника Менделя Крика. Экспрессивный характер «Короля» получился у Романа Дряблова из театра «Балтийский дом» и Дмитрия Ткаченко из ТЮЗа им. А.А.Брянцева. Мудрый старик Арье Лейб – новая роль для ленсоветовца Сергея Мигицко, которую он играет в очередь с Кириллом Ульяновым. Уникальный актерский ансамбль из приглашенных артистов и любимых музкомовцев стал источником мощной энергетики и позволил постановочной группе воплотить многослойный художественный концепт. Валентина Кособуцкая и Елена Забродина, Манана Гогитидзе и Татьяна Кулакова, Юлия Асоргина и Марианна Семенова, Анастасия Вишневская и Алена Булыгина, Никита Боченков и Максим Казаков, Иван Корытов и Владимир Ярош, Алексей Штыков и Сергей Брага, Виталий Головкин и Дмитрий Петров превратились в одну сценическую семью и сотворили единое звучание мюзикла, в котором гармонично сочетаются элементы музыкального театра, драмы и одесского юмора.
На ступенях жизни происходят восхождения и падения, перемежаются любовь и ненависть, мудрость и безрассудство, веселье и грусть, растворившиеся в музыкальном колорите национальных мотивов древнего народа. Пережить эмоциональный подъем помогает живая энергия оркестра.
– Работа над партитурой Журбина – это всегда диалог с невероятно богатым материалом. Его музыка сочетает глубину классических форм с доступностью популярного языка, что делает ее уникальным явлением в культуре. В «Биндюжнике и короле» сплелись буйный одесский дух, лирика, романсы и мощь оперы. Моя задача – не просто озвучить спектакль, а найти идеальный баланс, чтобы оркестр стал полноправным рассказчиком и помог сохранить узнаваемый характер, душу этой музыки и одновременно дал ей зазвучать современно, – поделился музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефедов.
Оформление сцены напоминает черно-белый фильм с элементами сюрреализма, подчеркивая контраст между мечтами и действительностью, трагическими и комическими моментами, размышлениями о человечности и цене успеха. Композиция сцен построена с акцентами на ключевых сюжетных поворотах и внутренних конфликтах героев. Символизм движения подчеркивают декорация лауреата многочисленных профессиональных и государственных премий Зиновия Марголина. Красоту художественного решения раскрывает умелая стилизация цветов и силуэтов эпохи, внимание к деталям художников по костюмам Марии Даниловой и Дениса Шевченко.
Пластическую партитуру спектакля создала хореограф Светлана Хоружина. Танцевальный рисунок не просто украшает историю, а вплетается в ткань действия, работает на психологическую детализацию и создание ритма внутри драматического полотна. Внутреннее движение, наполненность смыслами и эмоциональные акценты помогают расставить видеохудожник Игорь Домашкевич и художник по свету Константин Бинкин.
Время идет, дай времени дорогу! Молод ты или перешел за середину земной жизни – каждый миг важен и неповторим, а главное искусство состоит в умении проживать свое главное путешествие достойно.
+Ирина Мохова