По раскаленной лестнице к небу

Искренность и глубина, традиции и современность, команда и единство – эти ценности помогают Детскому драматическому «Театру у Нарвских ворот» оставаться верными себе и создавать искусство, которое находит отклик в сердцах зрителей. 27 декабря 1990 года стал первым днем жизни театра, созданного заслуженным работником культуры Российской Федерации Валентиной Лутц. Он менял название и статус, но вектор движения всегда определяла основатель и художественный руководитель.

– Как вы оцениваете путь, пройденный театром за 35 лет?

– Любой путь начинается с малого: театр-студия в крошечном пространстве красного уголка в Московском районе, потом нас взяла под крыло администрация Кировского района и выделила помещение на Оборонной. На 173 метрах размещались и люди, и декорации, и гримерки – комнатка, разделенная гобеленом на мужскую и женскую части. Мы развивались и выросли в хороший театр, что подтверждает интерес к нам Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Приглашение войти в семью театров Смольного мы получили сразу после визита тогдашнего председателя Константина Эдуардовича Сухенко, когда я обратилась за помощью по поводу нового помещения. Он приехал с командой, попал на вводы, внимательно посмотрел всю репетицию и заключил: «Здесь есть хозяин!». Надеюсь, мы оправдали и продолжаем оправдывать оказанное доверие высоким художественным уровнем постановок. Это подтверждается и любовью зрителей, и государственными, отраслевыми наградами.

– Какую роль в жизни театра сыграли актеры и команда?

– Главное в театре – это труппа, актер – единица, без которой театр вообще не существует. Ира Коваленко, Александр Житников, Сергей Харитонов, ученик Горбачева, которого ныне уже нет, Людмила Меньшикова, Антон Хатеев, Александр Болдинов, андреевские ребята Дима Белькин, Саша Иванов, Людмила Моторная, с курса Зиновия Корогодского пришел Артем Белозеров – великолепные, мощные фигуры всегда составляли основу труппы. Я могу сегодня практически всех перечислить, есть те, кто уже 25–26 лет служит, кого смело могу назвать единомышленниками. За 35 лет я трижды меняла состав, по разным причинам, добиваясь особого микроклимата. И в настоящий момент очень горжусь своей труппой. Мы работаем для детей, поэтому никакие распри, интриги, кривотолки недопустимы, необходима чистота, чтобы дать нашему прекрасному зрителю достойный продукт. К счастью, в детском театре все роли практически равнозначны, что Жук, что Дюймовочка. Король ничего не сделает, если Мышка что-то испортит. Искренность в игре и глубокая проработка материала – это основа нашей работы. На сегодняшний день у нас прекрасный баланс опытных-молодых артистов. Наш театр – большая семья, где каждый член команды важен и ценен. Мы работаем как единое целое, поддерживая друг друга и стремясь к общему успеху.

– Какие спектакли стали знаковыми для театра?

– Я не могу что-то выделить особо, создано более 50 спектаклей, каждый для меня – словно ребенок. Репертуар тщательно продумываем, приглашаем разных режиссеров, берем и классику, и новую драматургию. С самых первых дней стремимся создавать спектакли, которые трогают сердца зрителей, вызывают эмоции и заставляют задуматься. Первыми были «Три поросенка» и «Золотой цыпленок», третьим – «Похищение Луковицы» по пьесе Марии-Клары Машаду. Он был роскошным, с дорогими костюмами, декорациями, мы собирали полные залы на контрасте с пустотой и нищетой девяностых в больших театрах. К нам шли, нам помогали, в 1993 году подарили «Мерседес Бенц», я каждый раз с благодарностью вспоминаю этого человека, низкий ему поклон. На этом автобусе мы объездили все районы, выступали в школах, билеты продавали недорого, но были финансово стабильны. Смогли позволить себе вложить сумасшедшие по тем временам 60 тысяч рублей – бюджет большого театра – во «Все мыши любят сыр». Постановка до сих пор в репертуаре, костюмы, как новые, настолько качественно сделаны, да и умеем мы по-хозяйски, бережно хранить свое имущество. Каждый год выходит одна-две премьеры. Выпустили красивейшие, фантазийно оформленные «Снежную королеву» и «Русалочку». Все, кто видит нашу «Фабрику слов», в нее влюбляются, это самая фестивальная история, столько у ребят было приглашений и наград самых разных театральных форумов.

– Фестивальная жизнь – это отдельная страница истории театра.

– Да, мы проводим свой фестиваль «Волшебный фонарик», V юбилейный прошел в этом году. И сами много ездим по стране и в зарубежные гастроли. До пандемии лет 15 мы 3–4 раза в год выезжали за рубеж. У нас целая сокровищница наград, а самое главное – нас всегда очень тепло принимали и принимают.

– Как детский театр справляется с вызовами времени, цифровизацией и гаджетоманией?

– Я открою вам тайну, дети и 35 лет назад, и сейчас мыслят эмоциями, нужно уметь зацепить их чувства. Визуальный ряд у нас всегда продуман, мы не просто выходим на сцену с палочками, а выпускаем качественно оформленные спектакли. К сожалению, наше пространство не позволяет активно использовать технологические новшества, но мы получаем хорошее финансирование постановочных расходов от Комитета по культуре, искусство в Санкт-Петербурге поддерживается на высоком уровне. Надеюсь, и проблема нового, более просторного помещения тоже будет решена.

– Что для вас значит юбилей театра, какие эмоции вызывает эта дата? Какие премьеры и события ждут зрителей в новом году жизни «Театра у Нарвских ворот»?

– Мысли добрые, радостные, с небольшой грустинкой: очень хочется преодолеть тернии на пути к новому пространству и открыть дверь нового зала, где будет больше 53 мест. Но мы не просто ждем, мы живем, готовим новые премьеры. К юбилею выйдет спектакль «Раз, два, три! Елочка, гори», автор пьесы Вячеслав Бурмистров, он когда-то работал у нас актером. Ставит великолепный режиссер Ольга Парфенова, которая выросла в нашем театре, а сейчас востребована во многих уголках страны. Уже второй спектакль в паре с ней выпускает художник-постановщик – Алена Глинская, зрителям понравилась ее сценография «Снежной королевы». Кстати, Андерсен сказал: «В искусстве путь всегда идет вверх, по раскаленной лестнице, но к небу». Вот и мы шагаем на следующую ступеньку.

На протяжении всех 35 лет театр Лутц остается верным своим ценностям, бережно относится к традициям, но при этом активно ищет новые формы, чтобы оставаться интересным для своих любимых зрителей. Их отклик, эмоции и отзывы – это то, что вдохновляет на движение вперед.

+Беседовала Ирина Мохова