«Бруклинская сказка» наяву
Сказку для детей всегда творят взрослые. А нужны ли им самим сказки? Большинство упорно твердит, что нет. Премьерным спектаклем «Бруклинская сказка» Молодежный театр на Фонтанке готов доказать, что именно со взрослыми людьми происходят подлинно сказочные события, когда в их судьбу вмешивается провидение…
Интеллектуал от комедии Вуди Аллен, которому в ноябре стукнуло 90, давно завоевал мир литературы, театра и кино своими прозаическими историями, пьесами и сценариями в которых остроумный абсурд граничит с грустной насмешливостью, а обличение пороков человечества с тонкой ироничностью. Все как любит народный артист России Семен Спивак. Года полтора-два назад ему попалась на глаза свежая пьеса Аллена, написанная в начале 20-х годов XXI столетия. «Бруклинская сказка», бесспорно – трагикомедия. Это история о волшебной силе искусства, способной влиять на каждого из нас независимо от целей нашего столкновения с прекрасным, вызвала не раз упоминавшийся Спиваком в самых разных интервью заинтересованный режиссерский «щелчок внутри». Результат – скорое представление зрителям очередной, долгожданной премьеры на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке, фоторепортаж с репетиций которой мы вам представляем. В главных ролях в новой работе Семена Спивака – заслуженные артисты России Сергей Кошонин и Наталья Суркова.
– Семен Яковлевич, раскройте секрет, про что ваш новый спектакль «Бруклинская сказка» ?
– Когда я начал читать пьесу «Бруклинская сказка», то не смог уже от нее оторваться. Много смеялся. От Вуди Аллена, который дал Молодежному театру право первыми поставить пьесу в Петербурге, я такого даже не ожидал. У него же в основном бесконечные ведутся разговоры в пьесах и киносценариях, все – умники и неврастеники. А тут исследуется жизнь в семье бандита, мафиозного руководителя, где появляется картина известного художника эпохи Возрождения. Появляется не просто так, а в результате перекупки, потому что до этого полотно было… украдено из музея. И вот изображенная на нем Мария с младенцем поселяются в этом бруклинском доме… И мы, создавая спектакль, в свою очередь, исследуем то, как эта картина влияет на людей, которым проще приставить дуло пистолета к виску противника, чем выяснять с ним отношения. Нет, убийств никаких не будет. Мы просто следим за тем, как произведение искусства меняет каждого члена семьи, то, как под его влиянием человек смелеет, добреет, светлеет, облагораживается, учится прощать…
– Сергей Анатольевич, когда-то, прослужив 25 лет в Молодежном театре, вы ушли отсюда в свободное плавание… Отчего вы согласились теперь на роль гангстера Утки Сэла? До сих пор сценические ваши герои – и экранные, и сценические, как правило, были людьми глубоко положительными…
– Почему я опять здесь? Семен Яковлевич Спивак мой друг, товарищ и коллега с 75-го года прошлого века. Когда я поступал в театральный институт на Моховой, помогал мне готовить третий тур второкурсник Сеня Спивак. Потом со Спиваком был Молодой театр при Ленконцерте, потом Молодежный, где я играл Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере», Стомиля в «Танго», Доранта в «Мещанине во дворянстве», несчетное количество раз играл «Дорогую Елену Сергеевну» и другие спектакли. Все свои лучшие роли я здесь сыграл! Но действительно, ушел отсюда в творческие поиски. А сейчас Спивак просто сказал: «Ты мне нужен». И этого было достаточно, чтобы состоялось мое возвращение в духе Дюма –тридцать лет спустя. Что же касается Утки Сэла… Положительные лики – они на иконах. Живые люди имеют право быть заблудшими. И любим мы других людей не только за достоинства, но за их недостатки… Люблю играть героев, в которых положительное совмещается с отрицательным. Тогда я как артист получаю шанс стать адвокатом своего персонажа.
– Наталья Станиславовна, в кино вам почти всегда достаются исполненные драматизма роли. На сцене, в родном Молодежном, вы – искрометная комедийная актриса. Какие роли доставляют вам большее профессиональное удовольствие? И какой будет ваша героиня Терри в скорой премьере?
– Да, пожалуй, так все и складывается. Но даже когда я играю драматический персонаж, стараюсь найти какие-то легкие ноты в нем. Человек не может жить одной только драмой или исключительно смехом. В реальности так не бывает, и удовольствие любой артист испытывает, когда его персонаж получается правдивым, подлинным…
Новый спектакль Молодежного театра, в котором я участвую, действительно – вновь комедия. Это очень тяжелый жанр, именно потому, что легкость и искрометность должны передаваться зрителю. За ними стоит непростая, сложная работа – внешняя физическая и внутренняя душевная. Конечно, есть такие уникальные люди, которые просто рождены для комедийного жанра, но, насколько я знаю, все они – очень глубокие личности… Самое сложное на сцене – запросто смеяться. Плакать – куда проще, для меня – однозначно.
У моей Терри помимо комедийной легкости, которой наполнена вся история, будут и драматические составляющие, драматические моменты, заставляющие ее испытывать переживания. Мне хотелось бы сделать свою героиню разной, разносторонней. Ведь все мы стремимся жить празднично, стремимся к гармонии, а поневоле сталкиваемся с вещами, которые нас огорчают, расстраивают, порой надолго завладевают нашими думами… Мы стараемся углубить историю Аллена, а не поверхностно ее воспроизвести, но, несмотря на сюжетные перепады, это все равно будет комедия.
+Екатерина Омецинская