АЛЬБЕРТ ЖАЛИЛОВ: Российская музыка нуждается в новых композиторах
25 ноября в Петербурге будут объявлены победители XIX Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова. В год 95-летия со дня рождения выдающегося петербургского композитора к конкурсу, носящему его имя, приковано пристальное внимание со стороны профессионального музыкального сообщества и любителей музыки в России и за рубежом. Заслуженный артист Татарстана, оперный певец, звезда эстрады Альберт ЖАЛИЛОВ вошел в этом году в состав жюри конкурса. В интервью нашему изданию он поделился своими впечатлениями от конкурса композиторов и размышлениями о музыке Андрея Петрова.
– Альберт, Вы довольно часто выступаете в концертах Всероссийского фестиваля музыки Андрея Петрова. Можно сказать, что с Фондом Андрея Петрова Вас связывает тесная дружба. Как она зародилась? Какую роль в Вашей творческой карьере играет музыка Андрея Павловича?
– Действительно, с Фондом композитора Андрея Петрова нас связывает давняя музыкальная и человеческая дружба. Мне искренне нравится музыка Андрея Павловича, и я очень рад, что мне доверена возможность продвигать эту музыку. Эта музыка на долгие времена, по сути, она уже стала классикой. Замечательно, что ее знает, принимает и любит молодое поколение. Музыка Петрова рождает хорошее настроение, выводит из сложных состояний, из грусти. На концертах музыки Андрея Петрова всегда царит атмосфера радости и дружбы. У меня есть твердое ощущение, что сейчас она особенно необходима людям.
– Вам лучше других знакома конкурсная атмосфера, как со стороны конкурсанта, так и со стороны члена жюри.
– Действительно, у меня богатый опыт участия в музыкальных конкурсах. В данный момент, например, я являюсь экспертом в телепроекте «Ну-ка, все вместе!» на канале «Россия», поэтому, наверное, и смотрю больше с точки зрения члена жюри. Задача конкурсанта, если он хочет участвовать и побеждать в серьезных конкурсах, научиться справляться с волнением, с мощным психологическим прессом, который будет давить со всех сторон. Моя задача как эксперта – отрешиться от личных музыкальных предпочтений и оценивать максимально объективно, исходя из четких критериев. Сравнивать эти ипостаси довольно сложно. Но мне кажется правильным, когда в качестве эксперта выступает человек, который был и исполнителем. Тогда возникает наибольшая объективность.
– Вы могли бы сравнить Открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова с другими конкурсами, в которых Вам довелось участвовать?
– Справедливости ради стоит сказать, что я не так часто участвую в композиторских конкурсах. Я больше оцениваю или же принимаю участие в конкурсах вокальных. Состязаний, где оценивались бы песни, совместный труд композитора и поэта, не так уж много. Очень здорово и очень правильно, что, благодаря Открытому конкурсу композиторов, какие-то каноны и принципы Андрея Петрова в композиторском искусстве продолжают жить в молодых сочинителях и обретают новую аудиторию.
– Часто ли Ваше экспертное мнение совпадало с мнениями других членов жюри?
– Наша работа протекала в режиме онлайн. У меня были ведомость, произведения конкурсантов и свободная обстановка для того, чтобы слушать и оценивать музыку. Мнения других членов жюри я не знаю, но надеюсь, что мы совпали в своих оценках.
– Какую роль, на Ваш взгляд, играют конкурсы в жизни артиста?
– Конкурсы могут играть в жизни артиста огромную роль, если воспринимать свое участие в них не как вершину, а как некие ступеньки на пути к вершине. Конкурс – это замечательная возможность посмотреть, что делают другие, как ты выглядишь на фоне коллег. Это возможность получить обратную связь от членов жюри, получить опыт выступления под давлением конкуренции. Если накопленный на конкурсах опыт применять в дальнейшем, разумеется, конкурсы дадут тебе многое. А могут и ничего не дать. Все зависит от подхода самого артиста.
– Можно ли сравнить современную песню и романс с песнями советского времени?
– Время бежит неумолимо, меняется музыка, меняются музыкальные предпочтения. Какие-то произведения, к сожалению, уходят в небытие, какие-то, самые яркие, остаются и становятся классикой. Сейчас совершенно другие ритмы, вообще другая музыка, более короткая, более быстрая. Песни, если вы заметили, длятся значительно меньше, чем раньше. Монументальных произведений, таких, как композиторы создавали когда-то для эстрады, сегодня практически нет. Для того, чтобы романсы, эстрадная классика продолжали жить на сцене, артисты моего жанра должны искать подходы к новой аудитории и чувствовать нерв времени.
- Открытый конкурс композиторов носит имя Андрея Петрова. Вы были знакомы с ним? Не могли бы Вы поделиться впечатлениями от общения с Андреем Павловичем?
– То, что конкурс носит имя Андрея Петрова, я считаю очень правильным. Это значит, конкурс базируется на принципах Андрея Павловича как композитора. Здесь царит атмосфера музыки Андрея Петрова. А его музыка, помимо того, что она очень мелодична, очень светлая, очень позитивная. Даже грусть в ней, знаете, с какой-то надеждой. Именно эту атмосферу транслирует конкурс композиторов, названный его именем. Я переехал в Петербург уже после его ухода, и, к сожалению, не был с ним знаком. Но чтобы понять, какой это был человек, для меня достаточно общения с его друзьями, с его семьей. Здесь как раз подходит поговорка «покажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Я знаю, что это был очень тонкий, очень интеллигентный, очень деликатный и по-настоящему любящий музыку человек.
– Что бы Вы сказали участникам XIX Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова?
– Друзья, я хотел бы поблагодарить вас за участие в этом замечательном конкурсе, и пожелать вам думать не только о процессе, но и о результате, о том, что получится в конечном итоге, чтобы вы могли ответить сами себе на вопросы – какую идею вы вкладываете в свое произведение, пишите ли вы для людей или ради каких-то музыкальных изысков, хотите ли вы быть понятны слушателю, или вам важнее быть услышанными и «разобранными» большими профессионалами, музыковедами. Если вы пишите детскую музыку, то мне хочется в вашем произведении по-настоящему перенестись в детство и почувствовать уютную семейную атмосферу. Российская музыка нуждается в новых композиторах. Я желаю, чтобы, благодаря конкурсу имени Андрея Петрова, они быстрее появлялись и реализовывались в этой жизни.
Беседовал Александр Ветров
Фотографии предоставлены Альбертом Жалиловым и Фондом Андрея Петрова